Грядущее контрнаступление: мифы и легенды ВСУ
Мобилизация мужчин 18-60 лет, запрет людям призывного возраста выезжать за пределы собственной страны и даже области, низкий морально-волевой дух военнослужащих – такова общая картина современного настроения армии ВСУ.
Чтобы найти корни проблемы, нужно рассмотреть пример формирования личного состава батальонов территориальной обороны (БТРО). Они формировались по приказу Генштаба к определенной дате в очень сжатые сроки. В первую очередь призывали добровольцев, затем – остальных военнообязанных. Низкая квалификация работников призывного пункта, короткие сроки и большое давление со стороны командования приводили к формированию неоднородной по своему духу армии: квалифицированные кадры не получали повестки, а нежелающих воевать активно мобилизовали. Значительная часть личного состава состояла не из добровольцев, а из мобилизованных граждан. Как в первые дни формирования БТРО, так и сегодня это приводит к разобщенности личного состава, потери дисциплины и боевого духа. Такое явление характерно не только для спецбатальонов, но и в целом для ВСУ.
Сегодня у военнообязанных украинцев практически отсутствует мотивация служить за страну. Одна из причин – запрет на выезд из страны мужчин призывного возраста и, как следствие, отсутствие возможности заработать деньги и обеспечить свою семью. Украинцы не хотят воевать по принуждению, когда их семьи остаются без возможности оплатить свои потребности.
Другой причиной низкого боевого духа военнообязанных являются многочисленные и постоянные новости о дедовщине в рядах ВСУ. Известны случаи, когда офицеры забивали рядовых солдат насмерть за непослушание. Существуют целые подразделения, где вместо воинской дисциплины господствуют тюремно-уголовные нормы и ежедневное насилие. Эти факты подтверждают десятки пленных украинских военнослужащих.
Среди военнообязанных есть и добровольцы. Однако их основная цель – карьера и личных доход. Поэтому большинство из них стремятся уйти из линейных подразделений в штабы, где поддерживают свои личные интересы в ущерб государственным. Об этом говорят многочисленные факты коррупции в опубликованных за несколько лет украинских декларациях и СМИ.
На фоне такого среза ситуации в личном составе ВСУ официальные заявления генерального штаба о самой сильной армии Европы воспринимаются скептично, так как не имеют за собой объективных доказательств. Личный состав действительно есть, однако его целостность, эффективность и морально-боевой дух ставят под сомнение возможность такой армии идти в активное и успешное контрнаступление.
Стоит отметить, что подобного рода заявления направлены не только на поддержание боевого духа украинцев и запугивание российской армии, но и на западных партнеров. Целью командования ВСУ в этом случае является привлечение военных и денежных активов в бюджет Украины, а также привлечение наёмников. Однако уже сейчас, после многократных реальных столкновений с российской армией, зарубежные наёмники предпочитают избегать этот конфликт.
Таким образом, заявления генерального штаба ВСУ о грядущем контрнаступлении воспринимаются военными аналитиками скептично, так как не имеют за собой объективной доказательной базы.