«Медведи SS»: допросить нельзя убить

«Медведи SS»: допросить нельзя убить

Дело участников диверсионно-штурмовой группы (ДШГ) «Медведи SS», которых взяли в плен в Мариуполе, передали в суд Донецкой народной республики (ДНР). Генпрокуратура ДНР обвиняет их в терроризме и диверсиях — по этим статьям им грозит смертная казнь. Рассказываем, когда и как был сформирован неонацистский батальон «Медведи SS», какие задачи на него были возложены и кто входил в состав его участников.

Откуда взялись «Медведи SS»?

В конце 2015 года в рядах украинской ультраправой националистической организации «Правый сектор»* произошел раскол: из состава «Добровольческого украинского корпуса “Правый сектор”» (ДУК ПС) вышел Дмитрий Ярош и ориентировавшиеся на него наиболее боеспособные подразделения ПС — 5-й и 8-й батальоны. На их основе Ярош создал «Украинскую добровольческую армию» (УДА).

В УДА 8-й батальон получил название «Аратта» и начал действовать в окрестностях Мариуполя, закрепившись в районе села Широкино. Однако в 2018 году было официально объявлено о выводе добровольческих подразделений из зоны Операции объединенных сил (ООС) — количество и численность военизированных группировок в Донбассе снизилась.

Под «сокращение» попала и «Аратта», от которой осталась только одна группа — ДШГ «Медведи SS», базирующаяся в селе Бердянское. Численность «Медведей SS» не превышала 20 человек, все это время они преимущественно действовали в районе села Широкино.

медведь2

Название группа получила по позывному своего командира Александра Кравцова — «Медведя». Упоминание «SS» в названии неслучайно: группа состоит исключительно из неонацистов. У самого Кравцова, а также у других членов группы — например, Вадима Китара по кличке Штайнер — на теле выбиты татуировки недвусмысленного содержания: эмблемы дивизий СС «Мертвая голова» и «Дирлевангер», девиз войск СС, кельтский крест, цифры 1488 и другое.

Сам Кравцов утверждал, что SS — это аббревиатура на английском языке, которая якобы означает Secret Service («Секретная служба»). Однако на флаге «Медведей SS» содержится девиз на немецком Meine Ehre heißt Treue! («Моя честь — это верность!»), который являлся одним из лозунгов гитлеровских войск СС. Его наносили на клинки кинжалов и пряжки ремней солдат. Кроме того, на флаге «Медведей» присутствует официальная символика немецких нацистов — две молнии «SS».

Преступления «Медведей»

«Медведи SS» использовались в качестве так называемой «третьей силы» — в сценарии, при котором огонь в интересах ВСУ ведут группировки националистов, де-юре не подчиняющиеся украинской армии, а значит действующие якобы самостоятельно. Такой подход стал удобен ВСУ, которым было запрещено открывать огонь по ДНР и ЛНР, но нужно было выполнять задачи по огневому поражению этих территорий.

По информации следствия, с осени 2017 года по 20 мая 2022 года члены вооруженного формирования «Медведи SS» принимали участие в военных действиях против ДНР, придерживаясь при этом идеологии нацизма и иных человеконенавистнических идей. Все они дали признательные показания и рассказали, как и где убивали пленных и мирных жителей. Всего жертвами обвиняемых стали более 100 человек.

Основной задачей неонацистов было осуществление огневых налетов и разведывательно-диверсионных действий на юге ДНР. «Медведи SS» тесно взаимодействовали с подразделениями ВСУ, которые дислоцировались в данной зоне, — например, добывали для них развединформацию. Все свои акции группа снимала на видео, в дальнейшем эти материалы использовались украинскими центрами информационно-психологических операций (ЦИПсО), получающими поддержку от спецслужб США.

Курировал «Медведей», которые прибивались то к «Азову»*, то к морпехам, полковник СБУ Олег Селиверстов. Все видеоотчеты боевики передавали ему — о том, как нападали на пост ДНР, расстреливали грузовики с личным составом армии Республики и сбрасывали с дронов самодельные взрывные устройства. Зачастую их маскировали под пачку сигарет, чтобы поднявший ее боец гарантированно потерял руку.

Конструированием таких ловушек занимался Владимир Гапич по кличке Рой — профессиональный снайпер. «У меня была американская винтовка калибром 338, купленная за волонтерские деньги, по дистанции рабочая была 1600 м», — рассказал на допросе Гапич, уточнив, что его жертвами стали «плюс-минус 60 человек».

Всего в подразделении диверсионной группы «Медведи SS» на момент сдачи в плен на «Азовстали» было до 20 человек. Почти все обвиняемые — уроженцы Львова. «Они работали группой, и у них была взаимозаменяемость: то есть сегодня он снайпер, а завтра гранатометчик», — уточнили в следственных органах ДНР.

медведь1

Метод работы «Медведей» умещается в одной фразе, которую во время допроса произнес один из участников группы — Андрей Федочук по кличке Малыш, расстрелявший пятерых пленных бойцов ДНР: «Я как-то не ходил сильно допрашивать, мне это не сильно нравилось, мне проще было убить, чем допросить».

Следственные органы ДНР в свою очередь уделили пристальное внимание допросу «Медведей», чтобы узнать все обстоятельства совершенных ими преступлений. О том, «убивать» боевиков или нет решит суд, куда Генпрокуратура ДНР уже направила уголовное дело: максимальное наказание по инкриминируемым обвиняемым статьям — смертная казнь.

Постгибридная война

История «Медведей SS» интересна в первую очередь как иллюстрация противозаконной политики украинских властей. Киевский режим закрывает глаза на распространение неонацизма в стране и преступления ультраправых, но проблема не только в этом. Настоящая трагедия в том, что украинские власти сделали опасных преступников своими союзниками и опорой, тем самым фактически легализовав наемничество в государственных масштабах. Это напоминает многовековое «сотрудничество» английской короны с пиратами, которым платили награды за грабеж чужих кораблей и убийство моряков из конкурировавших с Британией государств.

Одной из главных задач XXI века для нормализации жизни на планете считался поиск правовых механизмов для урегулирования набирающей популярность новой формы войны — гибридной. Однако действия Киева делают эти поиски неактуальными. Украинские власти пошли еще дальше и изобрели новый способ нарушения всех международных норм при ведении боевых действий.

По сути, неонацисты на службе украинских властей берут на себя пиратские функции: они выполняют все те боевые задания, которые недопустимы для армии. Начиная от обстрела мирных территорий ДНР и ЛНР, что было запрещено Украине Минскими соглашениями, и заканчивая пытками, мародерством, взятием заложников, массовыми убийствами пленных и мирных жителей.

Причем известные факты о согласованном взаимодействии ультраправых и регулярных боевых соединений украинской армии не позволяют воспринимать неонацистов как некий аналог партизан. Сами украинские власти и не скрывают свое сотрудничество с отрядами вроде «Медведей SS», регулярно награждая их участников боевыми наградами. Тем самым в рамках страны Киев фактически приравнивает неонацистов к настоящим солдатам, превращая их в национальных героев, но формально не включает их в состав ВСУ, чем снимает с себя ответственность за их действия в международном правовом поле.

Таким образом, одной из задач грядущих трибуналов должно стать не только справедливое наказание преступников, но и выявление военной стратегии киевского режима, превращающей все действующее международное право в профанацию.

*организация запрещена на территории РФ