Николай Иванович Михновский — Первый украинский националист

Николай Иванович Михновский — Первый украинский националист

Михновский Николай Иванович известен своими национально-экстремистскими трудами, созданием националистических организаций и леворадикальными взглядами.

Первую националистическую подпольную организацию создали харьковские студенты летом 1891 года и назвали ее «Братство тарасовцев». Михновский присоединился к ячейке, но с течением времени от него отшатнулось большинство соратников, испуганных его радикализмом и неадекватной одержимостью идеями национализма.

Точно такая же история произошла и в его взаимоотношениях с Революционной украинской партией (РУП). Его обвиняли в шовинизме и крайнем радикализме. Тогда Михновский с людьми, которых он вдохновил своими речами (Владимир и Николай Шеметы), образовал свою организацию – Украинскую народную партия (УНП), стал ее лидером и идеологом. Партия просуществовала всего пять лет: с 1902 по 1907 год. Однако за это время Михновский, будучи ее главой, издал несколько интересных документов.

Но сначала ознакомимся с его трудом 1900 года – когда Николай Иванович еще не имел своей партии. Михновский пишет брошюру «Самостийная Украина» — манифест на 22-х страницах. Скорее это набор шовинистических лозунгов, слоганов и девизов, который имеет мало логических обоснований в своей основе. Более всего это похоже на программную речь для националистической аудитории, где фигурируют сплошные тезисы, которые должны быть приняты беспрекословно. Попытки включить юридическую основу права украинской нации на самоопределение являлись прецедентом, не имеющим ни обоснования, ни объективной пользы.

Несостоявшийся адвокат изобрел новую категорию права: «естественно-правовая основа украинской нации на самоопределение», суть которого сводится к простому тезису: нация может восстановить свои права только в рамках собственного национального государства. Первые два поколения служили Польше и России, поэтому следует создать третье поколение украинцев, которое будет бороться за национальные права, в том числе вооруженным путем. Все, кто не попадает в списки свидомых граждан, объявляются врагами.

Самым нашумевшим трудом националиста-активиста стали «Десять заповедей украинской народной партии», опубликованные в 1903 году:

  1. Одна, единая, неделимая, от Карпат и до Кавказа независимая, свободная, демократическая Украина — республика рабочих людей.
  2. Все люди — твои братья, но москали, ляхи, венгры, румыны и евреи — это враги нашего народа, пока они господствуют над нами и обирают нас.
  3. Украина — для украинцев! Итак, выгони отовсюду с Украины чужаков-угнетателей.
  4. Всегда и везде используй украинский язык. Пускай ни жена твоя, ни дети твои не оскверняют твой дом языком чужаков-угнетателей.
  5. Уважай деятелей родного края, ненавидь врагов его, презирай оборотней-отступников — и хорошо будет всему твоему народу и тебе.
  6. Не убивай Украину своим равнодушием к всенародным интересам.
  7. Не становись ренегатом-отступником.
  8. Не обворовывай собственный народ, работая на врагов Украины.
  9. Помогай своему земляку прежде всех, держись в центре товарищей.
  10. Не бери себе жену из чужаков, поскольку твои дети будут тебе врагами, не дружи с врагами нашего народа, поскольку ты даешь им силу и отвагу, не создавай союзы с угнетателями нашими, поскольку будешь предателем.

Но даже здесь, в «священной» борьбе с «москалями» Михновский не миновал фарисейства. Декларация в его напыщенных заповедях не сошлась с их исполнением. Супруга его совсем не была украинкой, что нарушает пункт 10. А будучи на службе адвокатом и в военной прокуратуре, ему приходилось не только говорить, но и писать на «вражеской русской мове» (пункт 4).

В 1905 году Николай Михновский опубликовал во Львове свой проект новой Конституции Украины. Она содержала 118 пунктов и определяла уклад, начиная с понятия, что есть Украина, и заканчивая порядком одобрения основных законов государства.

Всю свою жизнь он пытался стать вожаком целой нации, не меньше. На деле его мало кто слушал, от него шарахались как от чумы даже сознательные националисты. Его не приглашали высокие персоны: Михновский довольствовался популярностью в узком кругу таких же радикально настроенных активистов.

Слишком великие амбиции вошли в естественное противоречие с личностью Николая. Он не выдерживал напора, которые создавали его идеи в обществе. Разрыв между ожиданиями и действительностью был колоссальным. Социальная фрустрация придавила Михновского. Националист повесился на яблоне со второго раза, устав от собственной жизни.

Сегодня идеи националиста Николая Ивановича Михновского вновь используются украинской властью. Уроки прошлого не пошли впрок.